Пластика сценическая и не только

Уроки сценического движения

Эти занятия предназначены, главным образом, для актеров любительских и молодых театров, но я убеждена, что такие уроки полезны людям разного возраста сфера деятельности которых может быть очень далека от театра. Потому что на уроках сценической пластики у каждого занимающегося есть возможность открыть и выразить свой внутренний мир через движение. Язык жестов и движений иногда бывает более выразителен, чем любой другой язык. А умеем ли мы на нем разговаривать?

Занятия развивают координацию и пластичность.

Координироваться - значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает «приказ», а тело, его руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются этому «приказу». Всегда ли случается такое согласование? Увы, не всегда и не у всех. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен одновременно подчинить себе самого себя.

Пластикой и движением рук человек может передать свое внутреннее состояние: широко разведенные, раскрытые вверх ладони передают радость, открытость души; опущенные вниз кисти скрещенных рук подчеркивают легкую грусть, печаль, смирение. Таким образом, пластичность кистей рук помогает создать определенный выразительный образ. Настроение человека проявляется через различные жесты. Например, одержавший победу спортсмен высоко вскидывает руки вверх, сжатые в кулак пальцы демонстрируют его большую внутреннюю силу, устремленность, твердый характер. Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Уровень развития пластичности находится в прямой зависимости от двигательного опыта, координационных способностей и технического мастерства. Самый выразительный театральный костюм, самая впечатляющая декорация – это могущественное тело человека. Проявление единства и гармонии существа, тела, духа, мысли – вот тот козырь современного театра, который может выиграть у 3D с попкорном.

Актер должен быть готов к такой непростой физико-эмоциональной работе, его нужно готовить, тренировать, обучить. Нужно дать понять, как выразить свои чувства, передать настроение через движения, как убедить зрителя без слов. Нужно научить, не только понимать движения другого, но и изобразить внутренний мир любого персонажа через движения. Когда по улице идет танцовщица, пускай она будет уже не молода, в тяжелой зимней одежде, но, увидев ее за сотню метров, по гордой осанке, по плавности каждого движения, мы поймем, что перед нами бывшая балерина. Попробуйте изобразить походку пожилой балерины, а потом сразу же покажите, как уходит раб с плантации. То-то же! Вот этому можно, если не научится, то хотя бы попробовать научится в Театральной студии DramaSchool, где я веду занятия по сценическому движению.

Основные цели занятия: научиться работать с воображаемыми предметами, к примеру, поднимать несуществующую, но очень тяжелую штангу, сидеть на невидимом, воздушном стуле или овладеть навыками превращения в тот же самый стул, научиться взаимодействию с партнером и овладеть нехитрыми акробатическими трюками.

Задачи: Развитие координации, гибкости и правильной осанки, укрепление мышц ног, поясничных мышц спины и брюшного пресса. Это основные работающие мышцы при выполнении сложных поддержек.

Арсенал упражнений безгранично велик. Вот некоторые из них

Разминка обычно проходит весело! Цель разминки – подготовить основные группы мышц к нагрузке и настроиться на правильный лад. Для этого выполняем простые обще-развивающие упражнения (вращения, повороты, наклоны, выпады), затем ходьба на носочках крадучись, как воришки, на пятках, с прямыми ногами, ходьба с «кривыми» ногами, ходьба, прихрамывая на одну ножку, бег с высоким подниманием бедра, бег спиной вперед, прыжки на двух как зайчики, прыжки на одной ножке, ходьба выпадами, ходьба с наклонами, ходьба в полуприсяде, гусиный шаг, ходьба на руках с партнером.

Часто используется танцевальная разминка «Коленки». Очень простой и забавный танец, основные движения – приседания с партнером - не только позволяют разогреть мышци, но и развивают чувство ритма и координацию движений.

Упражнения для развития пластики рук:

Вся группа одновременно красит невидимый забор сверху вниз, снизу вверх (кисточка – это кисть руки), затем кисточкой рисует круги на заборе. Удары по несуществующей боксерской груше. Главная задача изобразить агрессию и напряжение работающих мышц. Перетягивание невидимого каната.

Упражнение на взаимодействие с партнером:

Партнеры стоят на расстоянии трех шагов спиной друг к другу. Медленно сходятся, особое внимание на плавность движения ног. В момент касания спиной останавливаются. Затем первый партнер приседает чуть ниже таза второго, который ложится на спину первого. Без помощи рук один партнер принимает другого на спину, затем аккуратно возвращает в исходное положение. Подобные упражнения необходимы нам как средство ощутить и понять момент взаимодействия с партнером в различных ситуациях и разных вариантах.

Ирина Пружина

Блог автора